Все законы и правила в авиации написаны кровью пассажиров и экипажей воздушных судов. Это такая аксиома в авиации. Сначала происходит авиационный инцидент или катастрофа, затем авиационное начальство чешет репу и придумывает один из 2-х типов законов: первый - повышающий безопасность полетов, второй (наиболее распространенный) тупо запрещающий или ограничивающий какие-нибудь действия пилотов или авиадиспетчеров, так сказать "на всякий случай". Позволю себе, как авиадиспетчер, дать вам для размышления несколько реальных случаев из жизни. 1) Ремень безопасности. Пример 1. Однажды летом, несколько лет назад, во Внуково заходил на посадку Як-42. Обходил грозовой фронт, пытался проскользнуть между засветками на своем метеолокаторе. Внезапно его подхватил сильный восходящий поток и с бешеной скоростью подбросил вверх на несколько сот (!) метров за несколько секунд, затем через несколько секунд сильнейший нисходящий поток бросил вниз с таким же примерно ускорением. Пилоты кое-как стабилизировали самолет, зашли на посадку и благополучно приземлились. В итоге, как в том анекдоте, все кто был привязан ремнями - как живые, а кто не был пристегнут - в дребезги. Переломов позвонков, рук, ног, ушибов и прочей беды было столько, что командир запросил подогнать к прилету столько карет скорой помощи, сколько есть вообще в районе Внуково. Пример 2. Рассказ моего близкого друга, бывшего однокашника, ныне - КВС одной иностранной авиакомпании. А-320. Летят на эшелоне. Пассажирам понесли еду и запить. Все хорошо. Автопилот ведет самолет. Вдруг, у пилотов появляется отметка другого воздушного судна на индикаторе системы предупреждения столкновения в воздухе (TCAS). Так называемый intruder - как оказалось позже - Боинг 747 Китайской авиакомпании, следовал на встречном курсе и на той же высоте, что и А-320. Выясняется, что авиадиспетчер "проквасил" и, выдав неправильное указание Китайцам, сделал ошибку, которая могла бы привести к известным последствиям, если бы не мастерство пилотов А-320 и их своевременная реакция на происходящее. Так вот. Пилоты А-320 выполнили все предварительные для этого случая приготовления в кабине и запросили информацию у диспетчера. Ответа так и не получили, поэтому вынуждены были спасать самих себя своими же руками: отключили автопилот и дождались пока мужской голос речевого информатора системы TCAS не заговорил громко в пилотской кабине "DESCEND! DESCEND NOW!!!", выдавая рекомендации пилотам по экстренному снижению для предотвращения столкновения. Что ими и было сделано. Саня, который командир, позже сказал мне, что он только успел быстро дернуть переключатель "FASTEN SEAT BELTS" и мгновенно дать от себя до упора ручку джойстика вниз, как вдруг над головой пронеслась огромная тень - Боинг 747, которая почти вдвое больше А-320. Аж волосы на спине зашевелились. В итоге - А-320 "провалился" вниз по высоте на несколько эшелонов с большой вертикальной скоростью, пока удалось вывести и стабилизировать самолет в горизонтальном полете. Дальше - штатный доклад пребывающему в шоке от своей чудовищной ошибки авиадиспетчеру о случившемся, запрос о возвращении на прежний эшелон полета, благополучный полет и посадка на аэродроме назначения. Мат-перемат, официальный доклад о случившемся местным авиационным властям, но, самое главное - никто из пассажиров не пострадал, так как все успели пристегнуться. Вот вам два реальных примера из жизни. Вы - люди все тут взрослые. Как думаете, стоит пристёгиваться? Идем дальше. 2) Количество кусков, на которое разлетается тело при авиакатастрофе. Пример 1. Немного возвращаясь к ремням безопасности. Случалось, когда у Боинга 747 отказывали все 4 двигателя и тот падал с высоты 10 километров почти до самого океана. Однако, пилоты сумели повторно запустить двигатели, зайти на посадку на ближайшем аэродроме и благополучно приземлиться. Тогда, когда Боинг планировал в океан к неминуемой гибели, а экипаж боролся за выживание, командир корабля, 100-процентный англичанин, произнес знаменитую фразу для своих пассажиров по внутренней связи (не берусь утверждать, что дословно, постараюсь передать смысл): "Леди и джентльмены! У нас отказали все четыре двигателя, но мы пытаемся справиться с ситуацией. Надеюсь это не доставит вам неудобств." Занавес! Позже оказалось, что они в темноте ночи попали в огромное облако вулканического пепла, который и забил двигатели напрочь. Пример 2. Однажды, у одного Боинга 737 в полете случился очень страшный отказ одного маленького сервопривода руля направления. Того, что в хвосте. В результате самолет сделал в воздухе невообразимые кульбиты, кувыркался страшно, но пилотам все-таки удалось вывести самолет в горизонтальный профиль, зайти на посадку и благополучно приземлиться. Как и полагается - те, кто был пристегнут - ушибы, ссадины, вывихи. Те, кто пренебрег рекомендациями - гораздо в более тяжелом положении. Положите в термос несколько чайных ложек и потрясите им. Вот вам и будет пример того, что было с непристегнутыми пассажирами. Кстати, оба последних случая хорошо воспроизведены каналом National Geographic в цикле документальных фильмов об авиакатастрофах. Можете сами посмотреть для интереса. 3) Повышаются ли шансы на выживание, если выпрыгнуть из падающего самолета и падать самостоятельно? Старый вопрос обывателя, вызывающий смех у авиаторов: почему в гражданских самолетах не предусмотрены парашюты или катапульты? Ответ очевиден: пользоваться парашютом или катапультой может только очень хорошо подготовленный специалист, а если принять во внимание среднестатистического пассажира, то ему не только катапультой пользоваться, летать-то по-здоровью не рекомендуется. А бабушки пожилые? А дети? А инвалиды? Или последний шанс дается только избранным? Из-за того, что в настоящее время применение таких систем как парашют и катапульта на современных гражданских самолетах невозможно, конструкторы идут по иному пути - пути максимального увеличения жизнеспособности и многократного резервирования авиационных систем самолета, а также повышения качества подготовки экипажей в нештатных ситуациях. В конце-концов, статистику безопасности полетов не перешибить никакими авиакатастрофами: авиационный транспорт - самый безопасный в мире. Конечно, самолет - самолету рознь. К примеру, на 2 миллиона рейсов Боинга 737 приходится примерно лишь одна катастрофа. У других типов воздушных судов она может сильно отличаться, но в целом - смело летайте самолетами ... и других авиакомпаний и не слушайте тех, кто безосновательно очерняет авиационный транспорт. Болтовня это все. Всем удачи и безопасных полетов. | |
| |
Просмотров: 666 | |
Всего комментариев: 0 | |