Как выжить в падающем самолете
Как выжить в падающем самолете

Все законы и правила в авиации написаны кровью пассажиров и экипажей воздушных судов. Это такая аксиома в авиации. Сначала происходит авиационный инцидент или катастрофа, затем авиационное начальство чешет репу и придумывает один из 2-х типов законов: первый - повышающий безопасность полетов, второй (наиболее распространенный) тупо запрещающий или ограничивающий какие-нибудь действия пилотов или авиадиспетчеров, так сказать "на всякий случай". Позволю себе, как авиадиспетчер, дать вам для размышления несколько реальных случаев из жизни.

1) Ремень безопасности.
Совет: сидишь в кресле - пристегнись и немного притяни ремень безопасности: от тебя не убудет и мешать не мешает, а случись внезапное изменение профиля полета или неожиданное для экипажа вхождение в зону турбулентности - спасешь шею. За последние 15 лет таких случаев было только на моей практике несколько.

Пример 1. Однажды летом, несколько лет назад, во Внуково заходил на посадку Як-42. Обходил грозовой фронт, пытался проскользнуть между засветками на своем метеолокаторе. Внезапно его подхватил сильный восходящий поток и с бешеной скоростью подбросил вверх на несколько сот (!) метров за несколько секунд, затем через несколько секунд сильнейший нисходящий поток бросил вниз с таким же примерно ускорением. Пилоты кое-как стабилизировали самолет, зашли на посадку и благополучно приземлились. В итоге, как в том анекдоте, все кто был привязан ремнями - как живые, а кто не был пристегнут - в дребезги. Переломов позвонков, рук, ног, ушибов и прочей беды было столько, что командир запросил подогнать к прилету столько карет скорой помощи, сколько есть вообще в районе Внуково.

Пример 2. Рассказ моего близкого друга, бывшего однокашника, ныне - КВС одной иностранной авиакомпании. А-320. Летят на эшелоне. Пассажирам понесли еду и запить. Все хорошо. Автопилот ведет самолет. Вдруг, у пилотов появляется отметка другого воздушного судна на индикаторе системы предупреждения столкновения в воздухе (TCAS). Так называемый intruder - как оказалось позже - Боинг 747 Китайской авиакомпании, следовал на встречном курсе и на той же высоте, что и А-320. Выясняется, что авиадиспетчер "проквасил" и, выдав неправильное указание Китайцам, сделал ошибку, которая могла бы привести к известным последствиям, если бы не мастерство пилотов А-320 и их своевременная реакция на происходящее. Так вот. Пилоты А-320 выполнили все предварительные для этого случая приготовления в кабине и запросили информацию у диспетчера. Ответа так и не получили, поэтому вынуждены были спасать самих себя своими же руками: отключили автопилот и дождались пока мужской голос речевого информатора системы TCAS не заговорил громко в пилотской кабине "DESCEND! DESCEND NOW!!!", выдавая рекомендации пилотам по экстренному снижению для предотвращения столкновения. Что ими и было сделано. Саня, который командир, позже сказал мне, что он только успел быстро дернуть переключатель "FASTEN SEAT BELTS" и мгновенно дать от себя до упора ручку джойстика вниз, как вдруг над головой пронеслась огромная тень - Боинг 747, которая почти вдвое больше А-320. Аж волосы на спине зашевелились. В итоге - А-320 "провалился" вниз по высоте на несколько эшелонов с большой вертикальной скоростью, пока удалось вывести и стабилизировать самолет в горизонтальном полете. Дальше - штатный доклад пребывающему в шоке от своей чудовищной ошибки авиадиспетчеру о случившемся, запрос о возвращении на прежний эшелон полета, благополучный полет и посадка на аэродроме назначения. Мат-перемат, официальный доклад о случившемся местным авиационным властям, но, самое главное - никто из пассажиров не пострадал, так как все успели пристегнуться.

Вот вам два реальных примера из жизни. Вы - люди все тут взрослые. Как думаете, стоит пристёгиваться?

Идем дальше.

2) Количество кусков, на которое разлетается тело при авиакатастрофе.
- Тут у меня возник немой вопрос в глазах после прочитанного: А РАЗВЕ ЭТО ВАЖНО? Или так: это кому-то, кроме патологоанатомов интересно? Какая, нафиг, разница на сколько частей ты разлетишься при столкновении с землей? Музыку на своих похоронах, как говорится, ты в любом случае не услышишь, так что, на мой взгляд, не нужно заморачиваться по этому поводу. А вот пристегнуться - все равно не помешает, так как никогда не знаешь насколько профессионален и подготовлен пилот твоего самолета и способен ли он справиться с непредвиденной ситуацией или нет, а так же как поведет себя авиационная техника в этом случае.

Пример 1. Немного возвращаясь к ремням безопасности. Случалось, когда у Боинга 747 отказывали все 4 двигателя и тот падал с высоты 10 километров почти до самого океана. Однако, пилоты сумели повторно запустить двигатели, зайти на посадку на ближайшем аэродроме и благополучно приземлиться. Тогда, когда Боинг планировал в океан к неминуемой гибели, а экипаж боролся за выживание, командир корабля, 100-процентный англичанин, произнес знаменитую фразу для своих пассажиров по внутренней связи (не берусь утверждать, что дословно, постараюсь передать смысл): "Леди и джентльмены! У нас отказали все четыре двигателя, но мы пытаемся справиться с ситуацией. Надеюсь это не доставит вам неудобств." Занавес! Позже оказалось, что они в темноте ночи попали в огромное облако вулканического пепла, который и забил двигатели напрочь.

Пример 2. Однажды, у одного Боинга 737 в полете случился очень страшный отказ одного маленького сервопривода руля направления. Того, что в хвосте. В результате самолет сделал в воздухе невообразимые кульбиты, кувыркался страшно, но пилотам все-таки удалось вывести самолет в горизонтальный профиль, зайти на посадку и благополучно приземлиться. Как и полагается - те, кто был пристегнут - ушибы, ссадины, вывихи. Те, кто пренебрег рекомендациями - гораздо в более тяжелом положении.

Положите в термос несколько чайных ложек и потрясите им. Вот вам и будет пример того, что было с непристегнутыми пассажирами.

Кстати, оба последних случая хорошо воспроизведены каналом National Geographic в цикле документальных фильмов об авиакатастрофах. Можете сами посмотреть для интереса.

3) Повышаются ли шансы на выживание, если выпрыгнуть из падающего самолета и падать самостоятельно?
- Попробуй выскочить, потом расскажешь (улыбка). Действительно, в подавляющих случаях после авиакатастрофы на месте можно разглядеть хвостовую часть фюзеляжа. На первый взгляд - действительно самое безопасное место и некоторые случаи из жизни на первый взгляд это подтверждают. Все помнят катастрофу пустого Ил-86 без пассажиров в Шереметьево несколько лет назад. В живых осталась стюардесса, находившаяся в хвостовой части самолета. Но здесь надо учесть, что самолет падал не с высоты нескольких километров камнем, а лишь с нескольких десятков метров, едва оторвавшись от земли. У пассажиров, сидящих в хвосте падающего с огромной скоростью самолета, практически нет никаких шансов выжить из-за мгновенных перегрузок, действующих на хрупкий организм человека при столкновении с землей.

Старый вопрос обывателя, вызывающий смех у авиаторов: почему в гражданских самолетах не предусмотрены парашюты или катапульты? Ответ очевиден: пользоваться парашютом или катапультой может только очень хорошо подготовленный специалист, а если принять во внимание среднестатистического пассажира, то ему не только катапультой пользоваться, летать-то по-здоровью не рекомендуется. А бабушки пожилые? А дети? А инвалиды? Или последний шанс дается только избранным? Из-за того, что в настоящее время применение таких систем как парашют и катапульта на современных гражданских самолетах невозможно, конструкторы идут по иному пути - пути максимального увеличения жизнеспособности и многократного резервирования авиационных систем самолета, а также повышения качества подготовки экипажей в нештатных ситуациях. В конце-концов, статистику безопасности полетов не перешибить никакими авиакатастрофами: авиационный транспорт - самый безопасный в мире.

Конечно, самолет - самолету рознь. К примеру, на 2 миллиона рейсов Боинга 737 приходится примерно лишь одна катастрофа. У других типов воздушных судов она может сильно отличаться, но в целом - смело летайте самолетами ... и других авиакомпаний и не слушайте тех, кто безосновательно очерняет авиационный транспорт. Болтовня это все.

Всем удачи и безопасных полетов.

Категория: Мои статьи | Добавил: Максим (13.12.2009)
Просмотров: 615 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!
Суббота, 20.04.2024