Группа московских психологов в середине 90-х годов минувшего века провела обследование 800 человек, считавших себя "целителями", "экстрасенсами"
Четверть из них страдали психозами или находились в пограничном состоянии, 50% оказались психически здоровыми, однако 18% из их числа признались, что ими движут меркантильные или честолюбивые устремления. И только у одного процента участвовавших в исследовании проявился комплекс всех необходимых качеств123.
Здесь речь идет о способности к лечению людей, а не демонстрации явлений телепатии или ясновидения, таковых "феноменов" не обнаружили. Недаром П. Скорченко указывал, что "экстрасенсы-целители" не могут выступать в роли "экстрасенсов-розыскников"124. А. Палладин, изучавший в США результаты обращений к экстрасенсам представителей различных государственных органов, документально показал несостоятельность "прорицателей". В частности, он сообщает: "Давно и широко экспериментируют с парапсихологией здешние полицейские службы... Если у полицейских парапсихологов и были удачи, то помимо их собственной воли: страх перед ними порой ввергал преступников в панику, и на этой почве был даже случай явки с повинной..."125
Надо отметить, что суеверия, содержание посткриминальных сновидений насильственных преступников действительно иногда приводят виновных лиц к явке с повинной126. Здесь уместно привести вывод, содержащийся в фундаментальном исследовании В.Е. Львова: "...Вся тысячелетняя история телепатических и прочих подобных изысканий, от начала и до конца — однообразная история обманов и самообманов, бреда и галлюцинаций, басен и выдумок, нацеленных на разжигание мистических и религиозных суеверий"127.
Полностью разделяю мнение А.Л. Протопопова: "Обращение следователей к ясновидцам еще ни разу не привело к раскрытию преступления..."128. А.М. Ларин, который в прошлом был известным следователем прокуратуры, справедливо отмечал: "Сегодня наблюдается развал работы, падение профессионального и нравственного уровня сотрудников органов уголовного преследования. Подмена законных, научно обоснованных приемов оперативно-розыскной, следственной, экспертной работы мистификацией, знахарством, шарлатанством, к со-жалению, усиливает эту тенденцию"129.
Наши исследования в сфере возможного использования парапсихологии и оккультизма ("тайных наук", магии) в интересах правоохранительных органов показали полную несостоятельность "экстрасенсов" и астрологов130.
Известный немецкий криминалист Ганс Шнейкерт еще в 1924 году так отзывался о "криминалистических" экстрасенсах: "Все эти проделки гадалок и ясновидцев не только не помогают ведению уголовного розыска, но дискредитируют авторитет уголовного правосудия и повышают скрытую преступность вследствие постоянных мошенничеств и обманов"131.
С этим авторитетным мнением нельзя не согласиться.